СВЕЖИЕ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

WM.копилка - Копилка для Вашего сайта.

Поиск по этому блогу

понедельник, 7 февраля 2011 г.

НАКРУТКА

      Описанные ниже действия не всегда можно квалифицировать как мошенничество или иное уголовное преступление. Впрочем, даже тогда, когда квалификация возможна, пострадавшие предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, а защищаться своими средствами, поскольку это эффективнее.
    Накрутка является одним из видов мошенничества с целью хищения средств, ассигнованных на рекламу в сети Интернет, или иного обмана, связанного с рекламой.
      По мере все бóльшей коммерциализации Интернета, по мере увеличения рекламных бюджетов мошенничество с рекламой становится все привлекательнее. Как профессиональные мошенники могут затеять проект с целью обмана рекламодателей или рекламораспространителей, так и обычные владельцы интернет-проектов могут соблазниться легкими, но не вполне честными деньгами.
     Доход многих интернет-проектов складывается из поступлений за рекламу. А эти поступления пропорциональны количеству посетителей веб-сайта (или количеству посетителей из целевой аудитории). Таким образом, поднять посещаемость сайта означает пропорционально поднять свои доходы. Между веб-сайтами за посетителей идет нешуточная борьба.
      Среди методов увеличения посещаемости есть и не вполне честные методы и даже откровенно мошеннические.
      Одним из источников посещаемости веб-сайта (для некоторых – главным источником) являются поисковые системы и интернет-каталоги.
      Количество пользователей, пришедших по ссылкам из поисковой системы или каталога, сильно зависит от позиции ресурса в результатах поиска или в каталоге. А позиция эта зависит от релевантности запросу (для поисковых систем), от индекса цитируемости или от посещаемости (для каталогов). Поднять свой ресурс в рейтинге можно, сымитировав высокую посещаемость сайта – это и называется накруткой счетчика.
    При размещении рекламы в Интернете используются три схемы расчета – плата за показ, плата за клик и процент с продаж. В первом случае владельцу рекламной площадки рекламодатель или рекламораспространитель (посредническое рекламное агентство) платит пропорционально числу показов рекламного баннера на веб-странице. Во втором случае плата пропорциональна числу пользователей, перешедших на рекламируемый ресурс по гиперссылке, то есть кликнувших на рекламном баннере*. В третьей схеме рекламораспространитель или владелец рекламной площадки получает от рекламодателя процент с продаж тому клиенту, который пришел по ссылке. Есть и вариант оплаты рекламы по фиксированному тарифу – обусловленная сумма в месяц или в день. Но в этом случае тариф зависит от посещаемости ресурса, на котором реклама размещается.
      Первый и второй способы дают возможность для обмана путем манипуляции со статистикой просмотров или статистикой переходов по рекламному баннеру.
        Технические методы накрутки статистики весьма разнообразны.
    Как разнообразны и защитные контрмеры, применяемые рекламодателями и рекламораспространителями, а также поисковыми системами и интернет-каталогами. В ходе накрутки для противодействия этим контрмерам мошенники могут прибегать к использованию зомби-сетей, вредоносных программ (типа adware), использовать неправомерный доступ к чужим информационным системам (в том числе к тем, которые ведут статистику) – словом, совершать компьютерные преступления.
      Впрочем, большинство случаев накрутки счетчиков, фальсификации статистики или иного недозволенного повышения своих показателей (рейтинга, релевантности, индекса цитируемости) нельзя квалифицировать как уголовные преступления. Это всего лишь нарушение условий договоров, связывающих рекламодателей, рекламораспространителей и владельцев рекламных площадок. С такими нарушениями рекламодатели и посредники должны разбираться самостоятельно, собственными средствами, а возникшие из этого споры относятся к разряду гражданских дел.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ RBL

     RBL (real-time black lists) – это черные списки для защиты от спама, основанные на протоколе DNS. RBL – это как раз тот случай, когда цель не оправдывает средства, когда лекарство становится вреднее болезни.
     Исходное предназначение RBL – противодействие рассылке спама.
     Черный список представляет собой базу данных IP-дресов (реже – доменов), доступную всем пользователям (реже – лишь подписчикам) по протоколу DNS. В запросе указывается IP-адрес. В ответе сообщается, числится ли данный адрес в списке. Большинство мейл-серверов имеют встроенную возможность взаимодействия с любым RBL. При открытии SMTP-сессии принимающий сервер запрашивает RBL, и если IP-адрес передающего мейл-сервера числится, то электронная почта отвергается.
      Подчеркнем, что входящая почта отвергается без ее принятия, без анализа заголовков или содержания писем, только на основании IP-адреса передающего сервера.
     Предполагается, что в RBL должны заноситься источники спама. То есть IP-адреса, с которых часто рассылается спам либо имеется потенциальная возможность этого (например, открытый транслятор электронной почты). Практика показывает, что когда мейл сервер использует RBL, содержащий источники спама, это приводит к избавлению от значительной части поступающего спама – от 30 до 70%. При этом число ложных срабатываний (то есть случаев, когда отвергается нормальное письмо) хотя и ненулевое, но находится в приемлемых рамках – от 0,1% до 4%, в зависимости от качества используемого черного списка.
       Далее следует рассказать про RBL, отличающиеся от традиционных.
      Ввиду наблюдавшегося роста их популярности у некоторых их владельцев появилась идея использовать черные списки в других целях. В некоторые RBL заносятся не источники спама, а IP-дреса провайдеров, политика которых не одобряется держателями черного списка. К неодобряемым чертам провайдеров относятся обычно следующие:
а) предоставление хостинга веб-айтам, которые рекламируются при помощи спама (так называемые spamvertized-есурсы);
б) предоставление каких-ибо услуг лицу, распространяющему программы или БД, предназначенные для рассылки спама;
в) отказ отключить клиента, обвиненного в вышеуказанных деяниях;
г) отказ отключить субпровайдера, который отказался отключить клиента по одному из вышеуказанных деяний.
       Предполагается, что клиенты таких провайдеров, испытывая неудобства в связи с недоставкой своей почты, станут оказывать давление на своих провайдеров, способствуя таким образом изменению их политики в желаемом направлении. Описанные RBL принято называть черными списками второго рода.
      Понятно, что занесение в RBL сетей провайдеров является методом реализации убеждений (политических, моральных, нравственных) тех лиц, которые такие черные списки содержат. Не отрицая прав на собственные убеждения и на их пропаганду, тем не менее следует указать, что это не имеет отношения к коммерческой деятельности и, как правило, экономически не обосновано.
       От спама использование RBL второго рода также не защищает.
      Непосредственные неудобства пользователям создаются не самим RBL, а тем, что некоторые мейл-ерверы настроены на его использование. Владелец отвергающего почту мейл-ервера как бы «не отвечает» за факт наличия адреса отправителя в используемом черном списке. Как правило, они не связаны договорными отношениями, а в законодательстве о создании препятствий в передаче электронной почты напрямую не говорится.
    Использование чужих RBL для работы мейл-ерверов, как правило, не регламентировано внутренними документами компании-ровайдера. Часто все подобные настройки делаются рядовыми сотрудниками провайдера без санкции руководства, которое такими «техническими деталями» не интересуется.
       В человеческом обществе исторически сложилось так, что в случае вымогательства под угрозой причинения вреда третьему лицу (заложнику) моральная ответственность за последствия ложится не на вымогателя, а на того, кто не исполнил его требования. А действия держателей RBL второго рода как раз и есть аналог захвата заложника: провайдера вынуждают исполнять требования (зачастую незаконные) под угрозой причинения вреда непричастным лицам – его клиентам и клиентам клиентов.
       Изобразим схематически отношения между субъектами, вовлеченными в историю с описанным кибервымогательством. Участников можно свести к пяти субъектам.
● отправитель почты;
● администратор передающего мейл-ервера;
● получатель почты;
● администратор принимающего мейл-ервера;
● держатель черного списка.
      На самом деле схема несколько сложнее. Над администраторами серверов, как правило, стоят их владельцы (руководители предприятий). В большинстве случаев администраторы делают настройки на использование деструктивных RBL без ведома своего руководства.
      Владелец передающего (внесенного в чёрный список) сервера является объектом вымогательства. Его клиент-тправитель письма является непричастным заложником, которому наносится вред. Получателю письма вред также наносится (пунктирная стрелка), но он об этом не знает.
      Схема кибервымогательства при помощи RBL немного сложнее, чем классическая схема с заложником. Здесь разнесены субъект, выдвигающий требования, и субъект, непосредственно причиняющий вред непричастному. Держатель черного списка использует администратора принимающего сервера втемную, стараясь не раскрывать ему истинную схему, вводя в заблуждение относительно истинного содержания его RBL.
     Как следует квалифицировать действия держателя RBL второго рода? Сами держатели не отрицают, что их метод подразумевает причинение вреда непричастным. Это официально опубликованная политика таких черных списков, как «Spamhaus», «Sorbs» и «Spews» (ныне не существующего). Держатели RBL выдвигают следующий тезис. Не запрещено публиковать любые списки. Их черный список выражает их собственные «личные» убеждения. Следовательно, его обнародование защищается положениями о свободе слова. Каждый пользователь использует RBL под свою ответственность, на свой собственный риск, о чем имеется предупреждение, опубликованное там же, где и политика RBL.
       Действительно, публиковать личные убеждения не может быть запрещено. Однако держатели RBL второго рода делают все, чтобы их деструктивный RBL был похож на обычные RBL первого рода, предназначенные для защиты от спама. Предупреждения относительно политики черного списка и вреда непричастным, мягко говоря, не афишируются.
       Они изложены хотя и на публичном веб-сайте, но не слишком вразумительно и где-ибудь в конце страницы мелким шрифтом. Держатели RBL второго рода рекламируют свой список как «антиспамовый». Естественно, администратор мейл-сервера, задумав защититься от спама при помощи RBL, просто включает имеющиеся в образцах списки, не изучая подробностей политики каждого из них. Проконтролировать же, какая почта отвергается, не представляется возможным из-за особенностей технологии – напомним, что письмо не принимается, соединение отвергается еще до начала передачи письма. Исследования показывают, что подавляющее большинство пользователей таких RBL были искренне убеждены, что там содержатся лишь источники спама. Подавляющее большинство пользователей отказались от их использования, как только узнали правду.
      Таким образом, можно утверждать, что умысел держателя RBL второго рода направлен именно на введение в заблуждение пользователей. Действия держателя RBL могут быть квалифицированы как сознательное причинение вреда непричастным путем обмана или злоупотребления доверием с целью принуждения жертвы к определенным действиям (часто незаконным) в соответствии со своими политическими целями. Вымогательством это считаться не может, поскольку нет требования передачи выкупа. Следовательно, это может быть квалифицировано по ст. 179 УК (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Аналогичный состав преступления имеется и в законодательстве других стран.
      Как следует квалифицировать действия пользователя черного списка? Здесь два варианта.
      Если пользователь не знал особенностей RBL второго рода, принимал его за RBL первого рода и использовал именно в качестве такового, то он сам – потерпевший от мошеннических действий, поскольку отвержение валидной электронной почты наносит вред как отправителю, так и получателю, а следовательно, и их провайдерам.
       Если же пользователь RBL знал принцип его работы и сознавал, что использование RBL не защищает от спама, а ведет к недоставке валидной почты, то его действия следует квалифицировать как соучастие (ч. 2 ст. 33 УК – соучастие в форме исполнения). Разумеется, сказанное не относится к случаю, когда лицо использует RBL для фильтрации только своей личной почты.