ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Этим термином именуется приобретение доменного имени с целью его недобросовестного использования либо с целью не допустить его добросовестного использования другим лицом.
Доменное имя в подавляющем большинстве стран является объектом купли-родажи, и стоимость его может существенно возрастать в зависимости от разных факторов.
Сразу после появления доменных имен, в 1980-х, они не имели коммерческой ценности. Но с развитием так называемого «е-бизнеса», во второй половине 1990-х годов, стало ясно, что хорошее доменное имя дает существенную прибавку числа клиентов. Следовательно, доменное имя имеет стоимость, является активом компании, может покупаться и продаваться. По данным компании «comScore Networks», в 2006 году объем розничных продаж через Интернет в США превысил 100 млрд. долларов. В странах Евросоюза в этом же году объем продаж составил около 130 млрд. Оценочная стоимость самых популярных доменных имен достигает десятков миллионов долларов. Зафиксированы реальные сделки с доменными именами на суммы в несколько миллионов.
Естественно, в таких условиях появляются желающие заработать на перепродаже доменных имен – киберсквоттеры.
ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
Далеко не всегда киберсквоттинг криминален. Сам по себе захват доменного имени преступлением не является. Даже когда он производится в целях недобросовестной конкуренции, это нарушение рассматривается в гражданском порядке или по внесудебной процедуре, установленной регистратором.
Уголовное преступление совершается тогда, когда на основе киберсквоттинга происходит вымогательство (ст. 163 УК), мошенничество (ст. 159 УК) или принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК). Изредка возможны и некоторые другие виды преступлений – обман потребителей, уклонение от уплаты налогов и т.д.
Большинство случаев киберсквоттинга не попадают в сферу уголовных преступлений. Захват домена с целью продажи или воспрепятствования его использованию может являться нарушением прав на товарный знак или иное средство индивидуализации, актом недобросовестной конкуренции, иным злоупотреблением правом, наносящим ущерб. Во всех подобных случаях заявитель отсылается к гражданскому порядку разрешения споров.
О вымогательстве можно вести речь лишь тогда, когда киберсквоттер угрожает распространять при помощи захваченного домена сведения, позорящие потерпевшего или причиняющие ему существенный вред, например, распространять негативные сведения от его лица.
Хороший пример такого поведения все желающие могли наблюдать в 2003 году, когда неустановленные лица зарегистрировали доменное имя gprf.info и разместили под ним сайт, якобы принадлежащий Генеральной прокуратуре РФ (у прокуратуры тогда своего сайта не было). Среди прочей информации, сведений о руководителях и новостей на лжесайте были размещены отчеты об исполнении политических заказов, расценки на «услуги» прокуроров и другие подобные материалы.
Также можно припомнить историю с предвыборными сайтами кандидата в мэры Москвы – lugkov.ru (сайт сторонников) и lujkov.ru (сайт противников).
По имеющимся у автора сведениям, подобными публичными скандалами закончилось всего несколько случаев. В большинстве случаев публичный человек или организация, шантажируемые возможностью такого лжесайта, предпочитали не доводить дело до его появления и решать вопрос тем или иным способом.
Этим термином именуется приобретение доменного имени с целью его недобросовестного использования либо с целью не допустить его добросовестного использования другим лицом.
Доменное имя в подавляющем большинстве стран является объектом купли-родажи, и стоимость его может существенно возрастать в зависимости от разных факторов.
Сразу после появления доменных имен, в 1980-х, они не имели коммерческой ценности. Но с развитием так называемого «е-бизнеса», во второй половине 1990-х годов, стало ясно, что хорошее доменное имя дает существенную прибавку числа клиентов. Следовательно, доменное имя имеет стоимость, является активом компании, может покупаться и продаваться. По данным компании «comScore Networks», в 2006 году объем розничных продаж через Интернет в США превысил 100 млрд. долларов. В странах Евросоюза в этом же году объем продаж составил около 130 млрд. Оценочная стоимость самых популярных доменных имен достигает десятков миллионов долларов. Зафиксированы реальные сделки с доменными именами на суммы в несколько миллионов.
Естественно, в таких условиях появляются желающие заработать на перепродаже доменных имен – киберсквоттеры.
ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
Далеко не всегда киберсквоттинг криминален. Сам по себе захват доменного имени преступлением не является. Даже когда он производится в целях недобросовестной конкуренции, это нарушение рассматривается в гражданском порядке или по внесудебной процедуре, установленной регистратором.
Уголовное преступление совершается тогда, когда на основе киберсквоттинга происходит вымогательство (ст. 163 УК), мошенничество (ст. 159 УК) или принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК). Изредка возможны и некоторые другие виды преступлений – обман потребителей, уклонение от уплаты налогов и т.д.
Большинство случаев киберсквоттинга не попадают в сферу уголовных преступлений. Захват домена с целью продажи или воспрепятствования его использованию может являться нарушением прав на товарный знак или иное средство индивидуализации, актом недобросовестной конкуренции, иным злоупотреблением правом, наносящим ущерб. Во всех подобных случаях заявитель отсылается к гражданскому порядку разрешения споров.
О вымогательстве можно вести речь лишь тогда, когда киберсквоттер угрожает распространять при помощи захваченного домена сведения, позорящие потерпевшего или причиняющие ему существенный вред, например, распространять негативные сведения от его лица.
Хороший пример такого поведения все желающие могли наблюдать в 2003 году, когда неустановленные лица зарегистрировали доменное имя gprf.info и разместили под ним сайт, якобы принадлежащий Генеральной прокуратуре РФ (у прокуратуры тогда своего сайта не было). Среди прочей информации, сведений о руководителях и новостей на лжесайте были размещены отчеты об исполнении политических заказов, расценки на «услуги» прокуроров и другие подобные материалы.
Также можно припомнить историю с предвыборными сайтами кандидата в мэры Москвы – lugkov.ru (сайт сторонников) и lujkov.ru (сайт противников).
По имеющимся у автора сведениям, подобными публичными скандалами закончилось всего несколько случаев. В большинстве случаев публичный человек или организация, шантажируемые возможностью такого лжесайта, предпочитали не доводить дело до его появления и решать вопрос тем или иным способом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий